+7 (423) 254-86-59 dvsud@mail.ru

Услуги

О важности получения почтовой корреспонденции

Стремительное развитие цифровых технологий, наблюдающееся последние десятилетия, кардинальным образом изменило мир. Интернет, электронная почта, мессенджеры, электронные сервисы - без всего этого невозможно представить жизнь современного человека.

Естественно, все эти изменения не могли не повлиять на деловую сферу. Уже давно бухгалтерская отчетность оформляется и направляется в электронном виде, платежные поручения формируются онлайн, пересылка документов между контрагентами осуществляется в виде сканов. Недавно Почта России запустила сервис, позволяющий отправлять заказные письма через интернет. Всё большую популярность приобретают службы, позволяющие подписывать первичные бухгалтерские документы при помощи электронной цифровой подписи без оформления их на бумажных носителях.

То есть весь деловой документооборот стремительно уходит в цифровую форму и отправка писем в бумажном виде через почтовые отделения уже воспринимается неуместным анахронизмом.

В таких условиях, многие начинают в принципе забывать про существование обычной “традиционной” почты и перестают следить за почтовыми отправлениями, направляемыми на их адрес. Как показывает практика, такое поведение весьма рискованно и может привести к крайне неблагоприятным последствиям.

В качестве примера можно привести следующие реальные ситуации из нашей практики.

1-й пример.

Индивидуальный предприниматель осуществлял внешнеторговую деятельность - приобретал товар за границей и ввозил его на территорию РФ для дальнейшем перепродажи. В ходе работы каких-либо проблем с таможенным оформлением у него не возникало - товар проходил таможенную очистку и выпускался в свободное обращение без каких-либо замечаний и задержек.

В определенный момент предприниматель свою деятельность прекратил и уехал на временное проживание за границу. Все сделки на тот момент у него были закрыты, все налоги и таможенные платежи уплачены, то есть он уезжал с абсолютно спокойной душой, полагая, что никаких вопросов к нему ни у контрагентов, ни у государственных органов нет и быть не может.

При этом, он упустил тот момент, что таможенный контроль может осуществляться на протяжении трех лет с момента декларирования товара. В этот период таможня может поднять любую декларацию и проверить, правильно ли произведены начисление и уплата таможенных платежей.

В рассматриваемой ситуации таможня по истечении двух лет после выпуска таможенных деклараций, поданных предпринимателем, решила их перепроверить. Итоги проверки показали, что изначально таможенная стоимость товаров и, как следствие, таможенные платежи были определены неверно и подлежат пересчёту.

Так как свою работу предприниматель прекратил, система обмена электронными сообщениями с таможней у него была отключена и никаких уведомлений о том, что ведётся проверка он не получил.

При таких обстоятельствах все запросы и извещения в рамках проверки таможня направила на почтовый адрес предпринимателя по месту его регистрации, где он уже длительное время не проживал. Естественно, эти письма он тоже не получил и они были возвращены отправителю.

Не дождавшись ответа на свои запросы, таможня приняла решение о внесении изменений в ДТ на основании тех документов, которые у нее имелись. В результате принятия этого решения были доначислены таможенные платежи на сумму более миллиона рублей. Это решение предприниматель также не получил.

В соответствии с действующим законодательством, если получатель не явился на почту за заказным письмом и оно вернулось отправителю, считается, что письмо вручено (ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ).

О том, что в отношении него вынесены решения о взыскании денежных средств, предприниматель узнал только через полгода, когда приставы произвели списание денег с его расчетного счета.

Во-первых, в данной ситуации крайне проблематично обжаловать решение таможни, так как пропущен 3-х месячный срок на его обжалование. В теории, можно попросить этот срок восстановить, но проблема заключается в том, что неполучение письма на почте, вызванное неявкой адресата, суды не рассматривают в качестве уважительной причины пропуска срока. При этом, нужно отметить, что решение таможни довольное слабое и если бы оно было обжаловано, то были бы очень хорошие шансы признать его недействительным.

Во-вторых, само по себе решение мотивировано исключительно непредставлением запрошенных таможней документов. То есть если бы предприниматель запрос таможни получил и дал бы на него ответ, с высокой долей вероятности никаких решений о доначислении таможенных платежей принято бы не было.

2-й пример.

В отношении организации было возбуждено дело об административном правонарушении, по итогам рассмотрения которого вынесено постановление о наложении штрафа в размере 100 000 рублей.

Это постановление было направлено почтой по юридическому адресу компании, адресат не явился за его получением и оно возвратилось административному органу.

В итоге, штраф был погашен путем списания денежных средств с расчетного счета организации в принудительном порядке. И все бы ничего, но это погашение произошло позже срока, установленного законом на добровольную уплату штрафа.

Неисполнение постановления в срок является правонарушением, предусмотренным ст. 20.25 КоАП РФ и наказывается в виде штрафа в размере двукратной суммы от первоначально наложенного штрафа.

В итоге, только из-за того, что компания не получила письмо с постановлением о наложении штрафа и вовремя его не оплатила, на нее дополнительно был наложен штраф в размере 200 000 рублей.

Поэтому, вывод однозначный - нужно очень серьёзно относиться к вопросу получения почтовой корреспонденции. Если есть какие-либо проблемы с ее получением и извещения о поступлении заказных писем не всегда доходят, наиболее оптимальный вариант - раз в неделю заходить на почтовое отделение по месту регистрации и уточнять наличие поступивших в ваш адрес писем.