+7 (423) 254-86-59 dvsud@mail.ru

Услуги

Экспортная декларация как доказательство заявленной таможенной стоимости

Действующее таможенное законодательство возлагает на декларанта обязанность предоставлять документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость (ст. 38 ТК ЕАЭС).

Проблема заключается в том, что на сегодняшний день отсутствуют какие-либо нормативные акты, содержащие конкретный перечень данных документов.

В Таможенном кодексе (п. 10 ст.38) есть только указание, что заявленная стоимость должна основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

Такая формулировка является очень размытой и дает широкий простор таможенным органам и судам при рассмотрении вопроса доказал декларант заявленную цену или нет.

С целью разъяснения имеющихся спорных вопросов 26.11.2019 г. Верховный суд РФ вынес Постановление №49, которым разъяснил положения действующего Таможенного кодекса, в том числе относительно таможенной стоимости.

В п. 13 данного постановления указано, что непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможней, не может выступать в качестве основания корректировки заявленной стоимости, если декларант не смог представить эти документы по объективным причинам и соответствующие пояснения были направлены в ответ на запрос таможни.

Казалось бы все очевидно - если некоторыми документами декларант в принципе не может располагать, наказывать его за это нельзя.

Однако, в пункте 12 постановления содержатся разъяснения, что если лицо декларирует товар по цене, существенно отличающейся от ценовой информации, имеющейся у таможни, оно должно иметь в своем распоряжении документы, подтверждающие, что товар действительно был куплен по такой цене.

То есть получается, что если руководствоваться пунктом 13, то корректировать стоимость при непредоставлении документов, которых у декларанта нет по объективным причинам, нельзя.  А если исходить из пункта 12, то если цена значительно ниже риска, то отсутствие таких документов является достаточным основанием для корректировки.

Такое противоречие наиболее ярко проявляет себя в тех случаях, когда речь идет об экспортной декларации.

Данный документ оформляет иностранный поставщик в таможне страны экспортера. В подавляющем большинстве случаев декларант, осуществляющий таможенное декларирование при ввозе товара в РФ, никоим образом не участвует в оформлении декларации в стране вывоза. Следовательно, он не может располагать экспортной деклараций и не может нести ответственность за возможные имеющиеся в ней недостатки.

Так как он не является лицом, оформляющим декларацию, у него отсутствует возможность запросить ее в таможне страны экспортера.

В такой ситуации единственный способ получить данный документ - запросить у поставщика. Как правило, продавец идет навстречу покупателю и такие декларации предоставляет.

Но как быть, если запрос поставщику направлен, а он отказывается его исполнить?

Очевидно, что в такой ситуации имеет место ситуация, описанная в п.13 постановления - отсутствие у декларанта объективной возможности предоставить запрошенный таможней документ.

Ранее, суды признавали, что если экспортная декларация в таможенный орган не представлена и имеются доказательства принятия мер по ее истребованию у поставщика, ее отсутствие не может выступать в качестве основания для отказа в принятии заявленной стоимости.

В качестве примера можно привести судебную практику по делам №А51-25045/2017, №А51-24723/2016, №А73-1179/2017, №А51-28722/2016.

В последнее время практика кардинально поменялась и если по запросу таможни экспортная декларация не представлена, суды расценивают это как достаточное основание для корректировки стоимости. Такая позиция отражена в решениях по делам №А51-18348/2022, №А51-14352/2022, №А51-20082/2022, №А51-20897/2022, №А51-20894/2022. В рамках данных дел суды указывали на то, что отказ поставщика предоставить экспортную декларацию не является объективной причиной, препятствующей ее получению декларантом. По мнению судов, он должен был озаботиться вопросом получения этого документа на стадии заключения контракта и до начала его исполнения.

На наш взгляд, такой подход является более чем спорным. До подачи декларации в принципе невозможно узнать, идет товар по цене ниже риска или нет, так как данная информация является закрытой и отсутствует в свободном доступе. То есть декларант заранее не может знать, нужно ему готовиться к выполнению требований п.12 постановления Пленума и любым способом пытаться истребовать экспортную декларацию или нет. Тем более что сложившаяся коммерческая практика не предполагает наличие обязанности поставщика по предоставлению экспортной декларации. И если поставщик отказался ее предоставить, то у декларанта в принципе отсутствует какая-либо возможность получить данный документ в свое распоряжение.

Также, если говорить про поставки из Китая, необходимо отметить, что уже почти 20 лет имеется международный договор, заключенный между РФ и КНР, который позволяет российской таможне получать экспортные декларации у китайской таможни.

По нашему мнению, наиболее разумный подход в данной ситуации - корректировать стоимость только в тех случаях, если из содержания экспортной декларации очевидно следует, что декларант занизил таможенную стоимость. Если декларант по объективным причинам эту декларацию не представил, а таможня не воспользовалась правом ее истребовать самостоятельно, корректировка стоимости является незаконной.

Но так как подход судов к данному вопросу совершенно иной, необходимо исходить из того, что если экспортная декларация не представлена, шансы отменить решение о корректировке минимальные.

Поэтому, мы настоятельно рекомендуем всегда предоставлять экспортную декларацию в ходе таможенного оформления и в рамках дополнительной проверки. В противном случае, заявленную стоимость отстоять скорее всего не удастся.