+7 (423) 254-86-59 dvsud@mail.ru

Услуги

Таможенная стоимость. Документы, подтверждающие размер транспортных расходов

В соответствии с действующим законодательством, основной метод определения таможенной стоимости, на основании которой рассчитываются таможенные платежи - первый метод (по цене сделки).

Данный метод предполагает, что таможенной стоимостью товара является цена его приобретения по внешнеторговому контракту. То есть цена, которая уплачена либо подлежит уплате за товар, берется за основу и указывается в графе декларации 12 “Таможенная стоимость”.

При этом, в силу статьи 40 ТК ЕАЭС, к цене товара должны быть прибавлены расходы покупателя, понесенные в связи с покупкой и доставкой товара до границы ЕАЭС.

К таким расходам относятся, например, выплаты посредникам, которые участвовали в процессе покупки товара, расходы на перевозку, разгрузку, погрузку, страховое вознаграждение, лицензионные платежи.

Если товар приобретается на условиях, предполагающих обязанность продавца оплатить доставку товара до границы ЕАЭС (CIF, CFR, DAP и пр.), и декларант не нес каких-либо дополнительных расходов в процессе покупки и доставки товара, то таможенная стоимость определяется в размере, указанном в коммерческих документах (инвойсе, спецификации и пр.), оформленных при покупке декларируемого товара.

Более сложная ситуация, если товар приобретен на условиях FOB, FAS, FCA, EXW. В таких случаях покупатель должен оплатить расходы по перевозке товара и в дальнейшем включить их в таможенную стоимость.

Казалось бы, все очевидно, берем сумму транспортных расходов, добавляем к цене сделки и путем сложения определяем таможенную стоимость. Тем более, что сейчас не нужно ничего рассчитывать самостоятельно при заполнении граф таможенной декларации, программы электронного декларирования это все делают сами.

Но практика показывает, что неверный расчет и ненадлежащее подтверждение суммы транспортных расходов нередко являются основанием для корректировки таможенной стоимости.

Наиболее распространённые ошибки, допускаемые при подтверждении суммы дополнительных начислений, как правило, следующие:

- не представлен какой-либо документ, оформленный в отношении перевозки (договор транспортной экспедиции, заявка экспедитору, акт выполненных работ и пр.),

- содержание представленных документов не позволяет идентифицировать их со спорным грузом (в документах отсутствуют номера контейнеров, коносаментов, реквизиты договора ТЭО),

- в таможенную стоимость ошибочно не включены те или иные суммы расходов (экспедиторское вознаграждение, расходы на погрузку/разгрузку и пр.).

Ошибки при подтверждении суммы транспортных расходов, даже те, которые кажутся несущественными на первый взгляд, нередко становятся основанием для корректировки таможенной стоимости.

С учетом наработанной практики, мы рекомендуем обращать внимание на следующие моменты при формировании пакета документов, подтверждающих сумму транспортных расходов.

1. В таможенную стоимость подлежат включению абсолютно все расходы, понесенные покупателем с момента получения товара от поставщика и до момента его доставки до границы России. Нередко декларанты ошибочно включают в таможенную стоимость только расходы по оплате перевозки, забывая, например, про экспедиторское (агентское) вознаграждение. Невключение этих расходов является безусловным основанием для отказа в принятии заявленной стоимости.

2. Если таможня назначила проверку и направила запрос о предоставлении дополнительных документов и сведений, данное требование необходимо исполнить в полном соответствии с пунктами запроса.

Если какой-либо запрошенный документ представить невозможно по объективным причинам, в ответе нужно дать соответствующие подробные пояснения и приложить подтверждающие документы. Например, если перевозчик отказался предоставить информацию относительно того, каким образом он формирует стоимость перевозки, сославшись на коммерческую тайну, об этом нужно указать в ответе и приложить переписку с перевозчиком по данному вопросу.

3. При согласовании стоимости перевозки желательно указать, что в нее входят все расходы, связанные с доставкой товара, в том числе вознаграждение экспедитора.

4. Помимо договора ТЭО (договора на перевозку), в подтверждение суммы расходов предоставить счет, акт выполненных работ (отчет экспедитора).

В этих документах обязательно должны быть указаны реквизиты договора, маршрут перевозки, номера контейнеров, коносаментов (международных товарно-транспортных накладных), отправитель и получатель товара. В акте или отчете экспедитора должны быть отражены все расходы, понесенные в связи с перевозкой. Если вознаграждение экспедитора не выделено отдельной строкой, то должно быть указание, что оно включено в стоимость перевозки и отдельно не выплачивается.

В акте выполненных работ или отчете обязательно нужно сделать указание на то, что отраженная в нем сумма является окончательной, какие-либо иные выплаты экспедитору (перевозчику) не причитаются.

Платежные документы должны содержать сведения о договоре перевозки, реквизитах счета, маршруте перевозки. Сумма должна соответствовать отраженной в акте, ДТС-1.

5. Если в рамках одной перевозки осуществлялась доставка двух партий товара, задекларированных в разных таможенных декларациях, то необходимо правильно распределить стоимость по каждой партии. Распределение расходов производится пропорционально весу брутто. Кроме того, в таких случаях обязательно нужно предоставить коммерческие документы и ДТ по второй партии, чтобы у таможни не было вопросов относительно факта ее поставки и декларирования.

6. Все документы, представленные в таможню, должны быть подписаны сторонами с проставлением печатей, не иметь каких-либо разночтений и расхождений.

Соблюдение данных рекомендаций само по себе не исключает возможность попасть под корректировку, но значительно увеличивает шансы на ее успешную отмену в судебном порядке.